В планах знаком помечены места, про которые хотелось бы найти в Сети какую-нибудь информацию. Любые ссылки приветсвуются. Пишите мне на george@po.cs.msu..su. Всех поучаствовавших в проекте помяну поимённо (если оно вам надо, конечно).
Настройка, адаптация и запуск системного и прикладного программного обеспечения
В случае ПО трудно провести чёткую границу между планированием и внедрением. Проектирование конфигурационных файлов -- это явно и окончание планирования (решение задачи в терминах выбранного инструмента), и начало внедрения (реализация решения). Точно так же многие подготовительные действия требуются в процессе сопровождения.
Воспроизводимость (Reuse, R) решений пользовательских задач (лучше всего -- автоматическая):
- Протоколирование процесса внедрения
- автоматизация и резервное копирование настроек
- документирование процесса обслуживания
- Протоколирование процесса внедрения
Двойное покрытие (Doubling, D):
- зеркалирование
- синхронизация данных
- оперативное восстановление
Тройка USF
U -- это интерфейс
Интерфейс ПО -- точка взаимодействия человека и машины в ЧМС, а главная задача СА -- обеспечить это взаимодействие.
По одёжке (U) встречают, по уму (S) провожают. Про силу (F) мечтают.
- Выбор интерфейса на стадии планирования vs. доработка на стадии внедрения. Преимущества Linux / OSS
- Информационное пространство: проблема "самодокументированности" интуитивно понят(н)ых интерфейсов.
Эффективность ( решения задачи > взаимодействия > ... > самого интерфейса )
S -- это защищённость и надёжность
Сбои в защите и отказы в обслуживании -- источник внезапной неоплачиваемой работы СА, в награду за которую он получит нагоняй от начальника. Ещё раз: S -- не функиональность системы, поэтому средства обеспечения S должны строго планироваться, а на уровне внедрения -- адаптироваться к условиям на местах.
- Надёжность
- Цена простоя и Single Point of Failure
- Предэксплутационное тестирование, в т. ч. на пиковой нагрузке
Необходимость / стогимость D
- Защищённость
- Недоделанная защита -- осетрина второй свежести
- DOS -- повод для пересмотра решения пользовательской задачи
- Взлом -- повод для пересмотра архитектуры в целом и обновления учётных записей
F -- это Use Cases
F = { UseCases + AdmPrediction }+
Чем больше (незапланированного!) F, тем сложнее поддержка
Чем меньше F, тем болшьше шансов напороться на новую задачу,требующую пересмотра решения
Болезнь новых версий ( в процессе сопровождения -- ещё хуже)
Операционная система
Заниматься ею будут люди на ролях типа "администратор" и "оператор".
R: под используемое ПО в частности
D: зеркалирование?
- Защита ОС: Root of All Evil или "раскладец, батенька"
Обёртки вокруг частых администраторских задач ( сопровождение)
- Сценарий на sh -- тоже прогарммы
- ALTerator
# * Сопровождение: правило "не делай четырежды" (aka правило "Ч": ---·)
Системное, служебное и сервисное ПО
Человек в роли "администратор ... службы" не должен заморачиваться особенностями ОС, если он того не хочет
R: строгое!
D: резервное копирование?
- Тестирование: ездит ли велосипед?
- Защита:
- понижение в правах
- виртуализация
- разделение учётных записей
- средствами самого ПО
Прикладное ПО
Пользователь всё изменит. Хуже того, он должен иметь право это делать, иначе будет звать эникейщика,
R+D = оперативное восстановление (мастер-диск или udpcast0 ( ещё вменяемые рецепты автозаливки?)
Хранение пользовательских данных на сервере (ФС / LDAP / etc.) ( ещё рецепты?)
- Стендовый пользовательский компьютер
- Информационное пространство: методичка и полная документация
- Защита:
- Не бывает
- Политика безопасности в сети
- Наблюдение активности, SNORT
- Антивирусы и на серверах и на станциях
- Миграция на Linux
Репозитарий рекомендуемого ПО ( сопровождение)